Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

ПЕТРОВО-ДАЛЬНЕЕ

Петровское, в старину Дурнево, расположенное при впадении Истры в Москву-реку, впервые упоминается в 1504 году, в духовной грамоте Ивана III как дворцовая вотчина — «земля великого князя».

Селение Дурнево известно с 1505 года. Много раз сменив владельцев, в 1649 году Дурнево досталось князю И.С. Прозо-

ПЕТРОВО-ДАЛЬНЕЕ

ровскому, ставшему основателем Дурневской вотчины. При нем в 1665 году здесь была построена деревянная Тихвинская церковь. А в 1670 году вотчина перешла к его сыну, князю Петру Ивановичу Прозоровскому. «Дядька» царя Ивана Алексеевича, П.И. Прозоровский затем стал одним из сподвижников молодого Петра, и, «внутренне мало сочувствуя реформам Петра Великого, он до конца жизни своей пользовался, тем не менее, неограниченным доверием Государя, который, в виде исключения, разрешил ему бороды не брить и носить русское платье».

Прозоровский возглавлял приказ Большой казны, то есть являлся государственным казначеем и министром финансов. Несмотря на высокое положение, П.И. Прозоровский предпочитал пирам и ассамблеям тихую уединенную жизнь в своем московском доме или в подмосковной вотчине Дурнево, которое по его имени стало именоваться Петровское-Дурнево.

Австрийский посол И. Корб писал о Прозоровском: «Князь Петр Иванович Прозоровский — боярин и Его Царского Величества Сокровищехранитель хотя и знатен — по благородству своего происхождения — но еще больше отличается в своей среде благочестием своей жизни. Он ведет жизнь суровую — и из опасения запачкать руки никогда не открывает дверей, так как они могли быть осквернены прикосновением человека нечистого или кем-либо из иностранцев, которых он всех считал за еретиков».

При П.И.Прозоровском в Петровской-Дурневе была в 1684 году заложена каменная церковь Успения (Тихвинская церковь) — редкий памятник русского зодчества, храм башенного типа «иже под колоколы». В 1688 году ее освятил патриарх Иоаким. На церемонию освящения прибыли царевна Софья и царь Иван, брат и соправитель Петра I. Простояв более 250 лет, уникальный храм был в 1930-е годы варварски уничтожен.

Старшая дочь И.П. Прозоровского Анна была замужем за князем И.А. Голицыным. К Голицыным и перешла Петровская усадьба в 1720 году, после смерти старого князя, и оставалась в их владении вплоть до 1917 года. На протяжении полутора столетий в усадьбе создавался обширный ансамбль жилых и хозяйственных построек, в основном сохранившийся до нашего времени.

Существующий главный дом усадьбы сооружен на месте предыдущего, выстроенного в 1760-х годах в готическом стиле. Он назывался Готический дворец. Графиня В.Н. Головина, урожденная Голицына, в своих мемуарах так описывает облик старого дома: «Мой отец князь Голицын любил жить в Готическом замке, пожалованном царицами его предкам. Я бы желала обладать талантом, чтобы описать это жилище, которое является одним из красивейших в окрестностях Москвы. Этот готический замок имел четыре башенки; во всю длину фасада тянулась галерея, боковые двери которой соединяли ее с флигелями... Вокруг замка расстилался громадный красивый лес, окаймлявший равнину и спускавшийся, постепенно суживаясь, к слиянию Истры и Москвы».

В то же время, что и Готический дворец, были сооружены Конный двор и два флигеля, перестроенные в начале XIX века, когда в Петровском началось обширное строительство. В ту пору, в 1803—1807 годах, был возведен новый каменный дворец. Проектировавший его архитектор неизвестен, хотя в строгом классическом облике и гармоничных пропорциях дворца многие исследователи угадывают руку Дж. Кваренги. Старинный дом хранит летопись жизни в Петровском многих поколений семейства Голицыных. На архитектурных деталях фасада высечены надписи, посвященные важным событиям в жизни усадьбы: «Мая 1807 г. въехали в Петровский дом К.Ф.Г.»

(то есть князь Федор Голицын), «1812 год в Петровском был неприятель».

В 1812 году Петровское избежало разорения, хотя в усадьбе стоял французский отряд в 200 человек с офицером. Французы только разбили несколько бюстов, исполосовали саблями портрет князя Б.И. Прозоровского и превратили двери в мишени для стрельбы из пистолетов, а уходя, отобрали у дворовых всю теплую одежду. Но этот ущерб, по сравнению с тем, что творилось вокруг, можно было считать минимальным.

Разросшиеся деревья на склоне холма, отражаясь в пруду, скрывают господский дом с нарядным портиком под треугольным фронтоном. Южным фасадом дом обращен к Москве-реке, к которой террасами спускается огромный пейзажный парк с каскадом искусственных прудов. Из «водяных затей» сохранился так называемый Малый мост, облицованный белым камнем. Вдоль прудов тянется аллея вековых дубов.

На крутом обрыве устроено несколько панорамных площадок, откуда открывается даль заречных лугов и лесов, тянущихся до Звенигорода. Некогда над обрывом стояли разнообразные беседки, среди которых особой замысловатостью отличалась «Китайская». В конце извилистой дорожки, обсаженной акациями, стояла «Турецкая» беседка, расписанная по потолку и столбикам солнцами, звездами, лунными серпами и прихотливыми арабесками. Она вносила забавную черту экзотики в строго классическую архитектуру Петровского.

Украшением парка сегодня служит Большой арочный мост, перекинутый через овраг, в пилонах которого устроены гроты. Прямая, как стрела, аллея длиной в версту ведет от главного дома к берегу Истры, где среди вековых сосен стояла белокаменная беседка-ротонда. Отсюда открывался вид на широкую, живописную речную долину.

Наряду с каменным дворцом в усадьбе сохранился очень характерный для русского помещичьего быта деревянный флигель с мезонином, в котором в начале XIX века жили владельцы усадьбы во время постройки нового дома. В нескольких комнатах флигеля сохранились наборный паркет изящного рисунка, изразцовые печи, старые филенчатые двери. Рядом с ним стоят два парных жилых флигеля, оставшиеся от времен «Готического дворца». При перестройке усадьбы в начале XIX века оба флигеля реконструировали. Их фасады были созданы в стиле классицизма. При реставрации усадьбы в 1970-х годах первоначальный облик флигелей восстановили.

В обрамлении хозяйственных построек — людской и фуражного амбара — возвышается обширное здание Конного двора, выстроенное в стиле классицизма с элементами псевдоготики. При въезде и выезде в усадьбу некогда стояли парные обелиски (сохранилась только одна пара).

По обилию памятников искусства и старины усадебный дом в Петровском уже к концу XIX века являлся настоящим домом-музеем. Полотна русских и зарубежных живописцев покрывали его стены сплошным ковром. В Петровском никогда не было портретной галереи в собственном смысле этого слова, но почти во всех комнатах дома находились масляные, пастельные, акварельные и даже скульптурные портреты. Хронологически они начинались с «парсуны» князя Б. Прозоровского, опирающегося на палку, кисти Е. Грюбнера (1694). За ним следовал медальон работы Васса, изображающий императрицу Елизавету Петровну. Портреты работы Матвеева, Барду и Шмидта изображали княгиню П.И. Голицыну (урожденную Шувалову) и ее дочь, графиню В.Н. Головину, автора интереснейших записок. Бюст Н.Ф. Голицына был изваян знаменитым Федотом Шубиным. Его же работы был бюст Екатерины II. Позднее в комнатах верхнего этажа появились портреты представителей последующих поколений... «Портреты ушедших людей жили в привычной для них обстановке. Верно, в этом заключалась удивительная гармоничность Петровского», — отмечает А.Н. Греч.

Библиотека Петровского насчитывала более 10 тысяч томов. Сам тогдашний владелец усадьбы, князь A.M. Голицын, состоял в дружеских отношениях со многими деятелями культуры и искусства. По его приглашению в Петровском летом 1892 года гостила великая русская актриса М.Н. Ермолова.

После 1917 года здесь был открыт общедоступный музей дворянского быта, который не просуществовал и десяти лет. В конце 1920-х годов музей был закрыт, часть картин из его собрания вывезена в Третьяковскую галерею и Русский музей.

Главный дом был занят детской колонией. Позднее здесь был устроен санаторий.

В 1930 году Петровское-Дурнево переименовано в Петрово-Дальнее. В 1950—1960-е годы главный дом усадьбы был частично отреставрирован, удалось восстановить убранство нескольких комнат, включая вестибюль.

ОСТАШЕВО || Оглавление || ПОКРОВСКОЕ-РУБЦОВО

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи