Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

МАРА

Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь. Степного неба свод желанный, Степного воздуха струи, На вас я в неге бездыханной Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаше Лес на покате двух холмов И скромный дом в садовой чаще, Приют младенческих годов, —

писал Е.А. Баратынский в своем стихотворении, посвященном возвращению в 1828 году в Мару — родовое имение Баратынских в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.

В 1797 году император Павел I пожаловал братьям Баратынским — генерал-лейтенанту Абраму Андреевичу и вице-адмиралу Богдану Андреевичу — большое тамбовское село Вяжля. В 1802 году оно было разделено между братьями. A.A. Баратынскому досталась та часть села, что называлась Мара; говорили, что «по-татарски» это означает «овраг». A.A. Баратынский возвел здесь большой каменный дом, хозяйственные помещения, а в пресловутом овраге устроил каскад прудов, мостики, беседки, каменный грот с потайным ходом, разбил парк.

19 февраля 1800 года в Маре родился Евгений Абрамович Баратынский — Буба, как его ласково звали родители. «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя», — писал счастливый отец. Воспитателем ребенка стал итальянец Дж. Боргезе, с которым у мальчика быстро установились дружеские отношения. Под руководством «дядьки» будущий поэт освоил итальянский и французский языки, а его эмоциональные рассказы о далекой Италии навсегда запечатлелись в душе ребенка.

Ты мне Италию порой

Хвалил с блестящим увлечением,

Страну, любимую тобой... —

, это строки из стихотворения «Дядьке-итальянцу», написанного Баратынским в 1844 году в Италии. К тому времени любимого дядьки-итальянца уже давно не было на свете, и самому поэту оставалось жить считанные месяцы...

Баратынский провел в Маре первые двенадцать лет жизни. В 1812 году его отправили учиться в Пажеский корпус в Петербург, потом была неприятная история с кражей, солдатская служба в Финляндии... Только в 1828 году Баратынский снова побывал в Маре. К тому времени усадьба находилась в запустении. Повзрослевшие дети разъехались кто куда. После смерти отца усадьба еще какое-то время поддерживалась, но потом в Маре осталась только мать, А.Ф. Баратынская, которой трудно было следить за порядком в обширном имении. Парк зарастал, беседки и мостики разрушались.

Баратынский приезжал в Мару обыкновенно на несколько месяцев. С&мым длительным было его пребывание в Маре с осени 1832 по зиму 1834 года. Он много работал, здесь написал стихотворения «Я возвращуся к вам, поля моих отцов», «Она», «Судьбой наложенные цепи», «Не бойся едких осуждений», «Последняя смерть», «Княгине З.А. Волконской», «Не ослеплен я музою моею», «Подражатели», «Я посетил тебя, пленительная осень» и др. Последний раз Баратынский приехал в Мару в 1837 году.

А.Ф. Баратынская умерла в 1852 году, прожив в ней почти безвыездно всю свою жизнь. Умная и образованная, она умела дать прекрасное воспитание всем своим детям. Они часто навещали ее: Ираклий — ярославский губернатор; Лев — остроумный и веселый собеседник, душа местного общества; Сергей — врач, оставивший по себе добрую память в здешних местах; Варвара — жена знаменитого педагога С.А. Рачинского, владельца Татева.

После смерти матери усадьбу унаследовал брат поэта — Сергей Абрамович Баратынский. При нем усадьба пережила второе рождение: был расчищен и благоустроен парк, восстановлены «затеи». «Над гротом в овраге, где он любил проводить целые дни, укрываясь от летнего зноя, Сергей Абрамович построил прелестное летнее жилище, куда он переселялся со всем семейством на несколько недель или даже месяцев. Внизу, возле источника, возвышалась изящной архитектуры купальня в виде готической башни, к которой вел красивый мост... В семейные праздники по лесу развешивались разноцветные фонари и зажигались бенгальские огни, что придавало всей местности фантастический вид», — вспоминал Б.Н.Чичерин, сосед Баратынских по имению: его родовая усадьба Караул находилась поблизости.

Мара, имения Хвощинских — Умет и Н.И. Кривцова — Любичи образовывали, по словам современников, «замечательный культурный центр». «Культурное значение подобных средоточий, на старых родовых гнездах основанных, несомненно: пока еще живут эти, увы, поредевшие ныне уголки в старом отечестве, пока правительством не совсем еще расшатаны лучшие устои его спокойного и мирного развития, еще нельзя отчаиваться за будущее», — писал в 1906 году граф С.Д. Шереметев. Что ж, граф Шереметев достаточно трезво смотрел на будущее России. Идеализировать помещичий быт, конечно, ни в коем случае нельзя — тут много было, говоря словами A.C. Пушкина, «и барства дикого, и рабства тощего». Но действительно, после падения церкви и русской усадьбы — оплота семейных, фамильных, родовых традиций, связывавших поколения рода и историю страны в органическое целое, — в 1917 году погибла и наша страна. И все современные попытки «возродить» что-то русскоподобное заранее обречены на провал, ибо отсутствует, разорвана, уничтожена связь времен, и на малопонятных большинству из нас развалинах прошлого уже ничего построить невозможно. «Драгоценны вековые могучие связи, и не порываются они безнаказанно; недаром события тяжким укором и назиданием отвечают общественному легкомыслию и убожеству», — писал тот же С.Д. Шереметев.

Хозяин Мары С.А. Баратынский умер в 1866 году. Его жена владела имением еще двадцать два года. С 1888 года усадьба перешла к их детям.

Уже с конца XIX века Мара постепенно стала приобретать мемориальное значение. «Оставшиеся в живых из рода Баратынских продолжают свято хранить и старую усадьбу своих предков, и неугасимые лампады над их могилами», — сообщается во втором томе «Полного географического описания нашего Отечества», изданного под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Летом 1917 года Мара была разграблена и сожжена. В апреле 1919 года местный волостной совет принял решение об устрой* стве музея в разоренной усадьбе, но тут вспыхнуло Антоновское восстание. Мара попала в эпицентр боевых действий. В последующие годы была разрушена Ильинская церковь, вырублен парк.

До наших дней от усадьбы Баратынских не сохранилось ничего, кроме семи или восьми разбросанных белокаменных надгробий на разоренном кладбище. Вопрос о восстановлении усадьбы и о создании в ней музея обсуждался в 1970-х годах, но до дела так и не дошло. Как известно, русская культура — не самая необходимая вещь в повседневной жизни современных «русских патриотов».

ТРУБЕТЧИНО || Оглавление || ТАРХАНЫ

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи