Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

АХТЫРКА

«...по дороге, делавшей поворот направо вдоль границы усадьбы, дошли до главных въездных ворот в виде двух рустованных кирпичных столбов, увенчанных белыми каменными шарами и, пройдя налево между ними, очутились в начале длинной и прямой аллеи, обсаженной вековыми липами. Мы медленно пошли по ней мимо парников и протяженного здания оранжереи с левой стороны и ряда служебных построек, домиков и дач — с правой и, выйдя на просторный парадный двор, в плане почти квадратной формы, с фонтаном посредине, остановились. Справа мы увидели красавицу церковь с белыми колоннами портиков и белым же декором на темно-вишневым фоне основных стен здания, а слева — большой, широко раскинувший свои крылья главный усадебный дом с торжественным фасадом и куполом над его центральной частью. С боков двор завершали, с одной стороны кухня — здание с колоннами, с другой — большая дача. Все постройки — в стиле «ампир».

Вид через пруд с правого берега реки на величественный усадебный дом-дворец с замечательной «жилярдиевской» верандой-полуротондой, на садовые портики флигелей, на изящную пристань и прекрасно разделанный парк был запоминающе красив».

Так описывал свое посещение Ахтырки в 1921 году Д.С. Га-нешин, много лет спустя поместивший в сборнике «Панорама искусств» большой очерк, посвященный этой подмосковной усадьбе.

В прошлом Ахтырка именовалась Денисово, Дудкино тож, и впервые она упоминается в грамоте великого князя Ивана III в 1504 году. В 1694 году Дудкино принадлежало И.А.Панину, а затем ее владельцем стал В.Н.Татищев (1686—1759) — знаменитый историк и горный деятель, президент Берг-коллегии, основатель Екатеринбурга и уральских горных заводов. В 1734 году у В.Н.Татищева поместье купил князь И.Ю. Трубец-

АХТЫРКА

кой, и с той поры до 1879 года оно оставалось во владении Трубецких.

В 1772 году, при Н.И.Трубецком, здесь была построена церковь во имя иконы Ахтырской Богоматери, после чего и село стало именоваться Ахтыркой. Вероятно, в эти же годы или несколько ранее в Ахтырке были сооружены деревянные усадебные постройки и разбит небольшой сад. Но настоящее большое строительство здесь началось только в первой трети XIX века.

Усадьба князей Трубецких некогда была одной из красивейших в Подмосковье. Главные ее постройки созданы в 1820-х годах блестящим мастером московского ампира архитектором A.C. Кутеповым. Это была единственная в Подмосковье усадьба, целиком выдержанная в духе ампира. Дом-дворец, увенчанный куполом, горделиво высился на холме над запруженной речкой Ворей. Парадный фасад усадебного дома украшал шес-тиколонный портик. Противоположный фасад был обращен к реке и саду. По сторонам главного дома стояли два флигеля, выстроенные в тех же ампирных формах, что и главный дом.

Несмотря на внешний блеск, жить в этом доме, по воспоминаниям E.H. Трубецкого, было тесно и неуютно. «Как и все старинные усадьбы того времени, она больше всего была рассчитана на парад, чем на удобства жизни, — писал E.H. Трубецкой про ахтырскую усадьбу. — Удобства, очевидно, приносились тут в жертву красоте архитектурному стилю. Парадные комнаты — «зало», «биллиардная», «гостиная», «кабинет» были великолепны и просторны, но рядом с этим — жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные. Казалось, простора было много — большой дом, два флигеля, соединенные с большим домом длинными галереями, все это с колоннами «ампир» и с фамильными гербами на обоих фронтонах большого дома, две кухни в виде отдельных корпусов ампир, которые симметрически фланкировали с двух сторон огромный двор перед парадным подъездом большого дома. И, однако, по ширине размаха этих зданий помещение было сравнительно тесным. Отсутствие жилых комнат в большом доме было почти полное. А флигеля с трудом помещали каждый небольшую семью в шесть человек. Когда нас стало девять человек детей, мы с трудом размещались в двух домах...»

Дом окружал обширный липовый парк. К нему примыкал так называемый Верхний, пейзажный парк, а точнее — просто лес, который расчистили, устроили лужайки, а над оврагами перекинули легкие березовые мостики. Искусственных насаждений в нем почти не было. В глубине парка стояла двухэтажная беседка «Эрмитаж», увенчанная эоловой арфой, издававшей при порывах ветра мелодичные звуки.

По замыслу архитектора, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань — в духе древних пристаней на Ниле в «стовратных Фивах». Но этот замысел так и не был осуществлен, несмотря на то что на одной из старинных литографий можно видеть Египетскую усадьбу как существующую. Но это было, увы, всего лишь мечтание...

Живописную усадьбу в Ахтырке не раз изображали художники.

Последний владелец усадьбы из рода Трубецких — князь Н.П.Трубецкой — был председателем Российского Музыкального общества. При его участии и его материальной помощи была создана Московская консерватория. В Ахтырку приезжали П.И.Чайковский, Н.Г.Рубинштейн.

В 1879 году, чтобы выручить брата — Ивана Петровича Трубецкого, проигравшегося и попавшего в долговую яму — Н.П. Трубецкой был вынужден продать свое имение, которое затем переходило из рук в руки. Последний хозяин Ахтырки — СИ. Матвеев — превратил усадьбу в процветающее хозяйство с оранжереями, где круглый год выращивались цветы.

Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.

В 1921 году Д.С. Ганешин еще застал усадьбу почти целой, в то время здесь находился детский дом. Позднее А.Н. Греч в своем знаменитом «Венке усадьбам» утверждал, что усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки — князь E.H. Трубецкой (1863—1920), чего не могло быть хотя бы потому, что E.H. Трубецкой к тому времени никакого отношения к Ахтырке не имел. Усадебный дом действительно сгорел, но позднее — в 1920-х годах. Постепенно разрушились и были разобраны флигели.) «Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном, — с горечью писал А.Н. Греч. — Одиноко и оголенно стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот... Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище».

От всего комплекса усадьбы уцелела только церковь Ахтыр-ской Божьей Матери с трехъярусной колокольней, построенная по проекту A.C. Кутепова в 1821 — 1825 годах. Она принадлежит к числу выдающихся произведений московского ампира. Сейчас церковь снова действует, но в предыдущие годы она была разорена и первоначальное убранство ее — лепнина, живопись в технике «гризайль», окраска стен под серый мрамор — в значительной мере утрачено. Погибли иконы, роспись купола, белый с золотом иконостас.

Кроме церкви об усадьбе в Ахтырке напоминают лишь подъездная аллея, обсаженная липами и елями, да сильно одичавший пейзажный парк.

АРХАНГЕЛЬСКОЕ || Оглавление || БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи