Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

Монгольская империя и кочевой мир стр.116

Харизматический лидер и сакральная инвеститура

В урегулировании социального и экономического кризиса военная аристократия была способна увеличивать свое социальное соответствие и политическую власть. Во время кризиса могли появиться несколько лидеров, которые стремились создать новый порядок, таким образом восстанавливая мир; они были обычно младшими членами племенной аристократии, соперничающими в борьбе за власть. Борьба велась вокруг способности лидера и его сторонников-воинов к объединению для защиты интересов племени. Успешный лидер мог бы приобрести поддержку и других племен.

Как в случае с хунну - ни в какой степени не уникальном - качества лидеров, способных создать большие конфедерации, включали в себя индивидуальные амбиции, явный военный талант, личную харизму и полное игнорирование традиционных правил старшинства. Когда в конце концов члены аристократии выдвигали победителя на позицию высшего лидера, они также формально делегировали свою власть и подчинялись ему.

Инвеститура «надплеменного» лидера была сакральной в том смысле, что это давало хану право определить себя как «находящегося под защитой Неба» или «назначеного Небом». Через подобную инвеституру власть собрания (типа монгольского ккигШаг), выбиравшего лидера, передавалась персоне хана, который таким образом становился верховным лидером, наделенным божественной харизмой. Хотя назначение хана не было ограничено определенным периодом или преодолением кризиса, иногда принималась система, в которой просматривается попытка ограничить специальные надпле-менные полномочия некоторым промежутком времени. У древних тюрков была традиция во время церемонии инвеституры подвергать хана удушению до полубессознательного состояния, в котором его спрашивают, насколько долгим будет его правление. Предполагалось, что период его «диктатуры» будет длиться столько лет, какое число он «пробормотал» [Liu Mau-tsai 1958: 8]. Подобная процедура была у хазар, и если правление длилось более установленного периода (40 лет), правителя убивали [Golden 1980: 42, 99]. В большинстве случаев, однако, никаких таких ограничений не существовало, и в идеале власть правителя длилась всю его жизнь.

Сакральная инвеститура указывает на существование своеобразной «запасной идеологии» [Salzman 1980], которая актуализировалась при особых обстоятельствах. В их реальном политическом и символическом законе надплеменная идеология не развивалась exnovo каждый раз, когда появлялась империя во Внутреней Азии. Некоторые исследования показывают, что империи, созданные степными кочевниками, сознательно приняли институты, ритуалы и другие формы политической легитимизации, которые уже были развиты более ранними империями [Golden 1982; Allsen 1996]. Translatio imperii, объясняемое возобновлением идеологии имперского единства, было явлением, где доминировал прагматический выбор, посредством которого архаичнЕле понятия суверенитета смешивались с аборигенными культами, новыми институтами, и ad hoc заимствования из других политических традиций имели целью укрепление мощи центральной власти. Требуя безусловной субординации по отношению к императору и императорскому клану, эта новая идеология переориентировала социальные и политические связи с горизонтального на вертикальный уровень и с полуэгалитарного на иерархический11. Активация этого понятия радикально трансформировала политическую жизнь степного общества, изменила социально-экономические отношения и глубоко повлияла на принципы военной и гражданской организации. Появление харизматического лидера подразумевало замену клановой знати на значительно более мощную, иерархическую и автократическую форму власти, где принятие коллегиальных решений было ограничено маленькой группой людей. Все же племенная аристократия по большей части не подчинялась безоговорочно и вместо этого пыталась сохранить независимые полномочия, благодаря которым уравновешивала тенденциозно абсолютную власть хана. Конфликт между местными интересами, представленными племенной аристократией, и центральной властью является одной из важнейших тем истории Внутренней Азии. Первым шагом, предпринятым ханом, было, фактически, создание центральной структуры гражданского и военного управления.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи