Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг. стр.11

Международный кризис конца 70-х годов. К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями с более чем 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об •оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгос-аппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств "третьего мира".

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной обстановки и снижение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

Общество накануне перестройки. Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Принимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шатв по оздоровлению экономики не осуществлялось.

Одним из первых, кто попытался вывести с фану из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю. В. Андропов. В ноябре 1982 i (после кончины Л. И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии, до этого назначения в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового Генерального секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Были отстранены от работы руководит ел и ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н. А. Щелоков). В аппарат ЦК партии были привлечены Н. И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР), В. И. Воротников, Е. К. Лигачев (местные партийные работники) и др. В числе ближайших помощников нового лидера находился М. С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Ю. В. Андропов видел прежде всею в совершенствовании руководства экономикой - системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предпола1 алось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддержали курс, направленный на установление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы партийно-юсударст венного руководства к внешней политике: конфронтация по отношению к США и странам НАТО, укрепление социалистическою содружества во главе с СССР. Игнорировались растущие антисоциалистические настроения в странах Восточной Европы. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в "необъявленной войне" в Афганистане.

После смерти Ю. В. Андропова (февраль 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК КПСС в течение 13 месяцев занимал К. У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания Генсеком ему было более 70 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Важнейшими направлениями своей деятельности он считал развитие экономики, совершенствование планирования и укрепление обороноспособности. Успешное решение этих задач новый лидер связывал с улучшением организации производства и методов управления, укреплением порядка и дисциплины. Однако четкой и эффективной программы выхода страны из кризисного состояния разработано не было.

Продолжалось падение промышленного и аграрного производства. Деформация все глубже охватывала структуру экспорта СССР: к середине 80-х годов свыше его половины составляли топливо и энергоносители. Увеличивались валютные средства, направляемые на закупку продовольствия и промышленных товаров народного потребления.

Негативные явления в экономике тяжело отражались на развитии социальной сферы. Падали реальные доходы населения. В городах и поселках учащались перебои с продуктами питания и промтоварами.

Тринадцать месяцев пребывания на посту главы государства К. У. Черненко показали полную обреченность курса на стабилизацию советской системы. Общество, декларируемое как высшее достижение развития человечества, пребывало в состоянии глубокого политического и экономического кризиса.

Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской "оттепели", находилась на грани распада. Это все глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.

Развитие СССР В 1953-1964 гг. || Оглавление || Последние годы существования СССР (1985-1991)


⇐ Предыдущая страница|

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи