Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. стр.6

Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др. Часть импорта составляли машины, инструменты и другие предметы, необходимые для развития промышленности и сельского хозяйства страны.

Транспорт. Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (ярмарок) - все это требовало реорганизации и улучшения транспортной системы. Основными видами транспорта были водный и гужевой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой половине XIX в. малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование было связано главным образом с развитием водного транспорта. В 1808-1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На реках России появились первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддерживать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соответствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим потребностям страны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Западной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дороги. По тому же традиционному принципу строились и российские железные дороги.

Создание разветвленной железнодорожной сети для России с ее огромной территорией имело особое значение. В 1837 г. была открыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Москвой. Протяженность железнодорожных линий в России к 1861 г.

составляла около 1,6 тыс. км, чего, конечно, было недостаточно и для развития торговли и для обороны страны. (Это особенно наглядно проявилось во время Крымской войны 1853-1856 гг.) В железнодорожном строительстве первой половины века в России в отличие от Запада ведущая роль принадлежала государству. С этого времени в стране начал зарождаться так называемый государственный капитализм.

В целом в первой половине XIX в. политический строй и социальная система сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России. Владение дворянством большей частью земельного фонда страны, денежными средствами и другими формами собственности, сохранение отживших методов хозяйствования были основными причинами экономической отсталости государства. Тем не менее в России в первой половине XIX в. не было острого экономического кризиса, что обусловливалось фактически неисчерпаемыми возможностями экстенсивного развития, а также тем, что в ее хозяйственной структуре развивался капиталистический уклад. В нем вызревали новые производительные силы и тот способ производства, который стал господствующим во второй половине XIX в. Вместе с тем запоздавшая по сравнению с Западной Европой промышленная революция в России надолго определила догоняющий характер ее экономического развития.

Русская культура XVIII в. || Оглавление || Внутренняя политика в России в первой половине XIX в.


⇐ Предыдущая страница|

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи