Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

История сословий в России стр.81

Таковы были три крупные группы, на которые стало распадаться с половины XVII в. гражданское общество в Московском государстве по сословным правам.

Лекция XXI.

2) Честь чинов как источник сословных нрав. — Первоначальное значение чиновной чести в московском праве.—Дальнейшее юридическое осложнение этого значения. — Новая форма сословного законодательства в XVII в.—Жалованная сословная грамота.—Отношение нового сословного деления общества к прежнему чиновному.

2. Другим источником сословных прав в Московском государстве XVII в. была честь чинов. Это был своеобразный и довольно сложный юридический институт, выработанный древне-русским правом. Первоначально под этим термином разумелось значение, какое придавал закон из-1 вестному чину и в котором выражалась государственная оценка _сравнительнойЦпользы, приносимой государству разными общественными чинами. Наиболее осязательной формой, в которой выражалась эта оценка чиновной чести, служило наказание за бесчестье, т. е. за оскорбление лица действием и преимущественно „непригожим словом". Наказания за бесчестье различались по чинам как оскорблен-1 ной, так и оскорбившей стороны, и были очень разнообразны: за бесчестье подвергали денежным пеням, тюремному заключению, телесным наказаниям и позорному обряду отсылки виновного головою к потерпевшему. Ко-| тошихин описывает обряд отсылки головою за боярское бесчестье. Пристава вели под руки обидчика на двор к обиженному боярину и ставили его на низу крыльца, на которое вызывали из дома и обиженного. Дьяк произносил последнему речь, говоря, что государь указал и бояре приговорили за его боярское бесчестье отвесть обидчика к нему головою. Обиженный благодарил за царскую милость, а обидчика позволял отпустить домой. На пути к обиженному, как и стоя на дворе у него, обидчик пользовался правом безнаказанно „лаять и бесчестить всякою бранью обиженного", который „за те злые лайчивые слова" ничего не смол сдолать с обидчиком под опасением усиленной кары. Уже в Судебнике 1550 г. встречаем сложный тариф денежных штрафов за бесчестье людей разных чинов, который был еще более развит Уложением 1649 г. Судебник, между прочим, назначал 5 рублей пени (около 350 р. на наши деньги) за бесчестье „доброго боярского человека", т. е. лучшего служплого холопа, ходившего в походы с господином, тогда как бесчестье свободного крестьянина оплачивалось впятеро дешевле. На лествицо чинов холоп стоял очень низко и не пользовался правами свободного лица, как и не нес никаких прямых государственных обязанностей; но государство ценило пользу, приносимую им как вооруженным спутником служилого ратнпка, и за эту пользу ставило его выше тяглого крестьянина. Значит, чиновная честь лица определялась собственно не положе-нпемъ его чина на чиновной лествице, а приносимой им государственной пользой, прямой или косвенной. Но если в различии наказаний за бесчестье по чинам оскорбленных выражалась оценка не столько достоинства самого чина сколько государственной полезности чиновного лица, то, наоборот,—въ различии наказаний за бесчестье по чинам обидчиков выражалась оценка не столько этой полезности, сколько значение чина, чем бы он ни прнобретался—заслугой или породой. По; Уложению, думные люди за оскорбление патриарха отсылались к нему головою, служилые по отечеству наказывались батогами, а тяглые и служилые по прибору—кнутом на площади и, сверх того, месячным заключением в тюрьме (Улож., X, 27—31). Род государственного служения сообщал лицу известное- достоинство, которым определялся и род наказания за известные преступления и проступки. Для людей высших чанов, руководивших управлением, это достоинство служило средством успешного исполнения пх правительственных обязанностей: они должны были иметь авторитет, необходимый для поддержания в управляемых чувства порядка и повиновения. Поэтому закон не подвергал их за одни и те же проступки одинаковым наказаниям с людьми низших чинов. Вот почему в прежней Руси думные люди и высшее духовенство были свободны от телесных наказаний. Таким образом чиновная честь была первоначально личным преимуществом, которое либо прямо связывалось с чином, либо приобреталось службой государству независимо отъ чина: походный холоп был одного чина с простым, но честь первого ценилась въ пятеро дороже честп последнего.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи