Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

История сословий в России стр.36

Изучая положение бояр и вольных слуг в удельных княжествах, мы видели, что их отношения к князю определялись гражданским договором с последним. Отношения черных или тяглых людей в удельных княжествах устанавливались на том же основании; только черный человек не договаривался с князем прямо, как договаривался боярин илп слуга вольный. Это различие объясняется отношением князя к различным разрядам земель в его уделе. Все земли в удельном княжестве можно разделить на два разряда: одни находились в непосредственном владении князя, другие он уступал в собственность частным владельцам—лицам п учреждениям, сохраняя над ними только права верховного вотчинника, т.-е. право суда и дани, или даже уступая и эти права, целиком или по частям, частным собственникам вместе с другими правами владения. Земли первого разряда князь большей частью отдавал в пользование на известных условиях черным людям, городским или сельским, но не каждому лицу порознь, а целым обществам, обязывая их круговой порукой в исполнении условий пользования. Земли владельческие раздавались в пользование тем же черным людям самими владельцами на условиях, ими назначаемых, но в число этих условий входили дани и повинности, которых требовал удельный князь со всех черных людей, работавших в его княжестве. Черный человек договаривался или с обществом, в которое он вступал, пли с землевладельцем, в вотчине которого селился. Но соглашение с тем и другим было косвенным договором с самим князем, в уделе которого он селился, потому что требованиями князя определялись исключительно или преимущественно те условия, на которых предлагали черному человеку землю тяглое общество пли землевладелец. Если черный человек не соглашался на эти условия, он мог перейти в другое княжество. Это право перехода всюду признавалось за черными людьми наравне с боярами и слугами вольными. В жалованных грамотах князья предоставлялп частным землевладельцам право призывать на свои земли тяглых людей и из чужих княжеств, не считая перехода по такому призыву незаконным побегом. В договорной грамоте рязанских князей 1496 года крестьяне в праве перехода из одного княжества в другое прямо уравнены с людьми высших классов. „А боярам, говорят договаривающиеся князья-братья, и детям боярским, и слугам, и христианом меж нас вольным воля". При такой свободе перехода крестьяне, жившие на землях частных владельцев, в удельные века сделали ^важное юридическое приобретение. Во времена Русской Правды ролепныи закуп, владельческий крестьянин-должник, становился холопом своего владельца, если уходил от него, не возвратив полученной ссуды; в XV веке такого крестьянина иногда возвращали « покинутому владельцу до уплаты ссуды; а иногда только обязывали уплатить ссуду в два года, притом без процентов, но ни в каком случае не лишали личной свободы. Поступок крестьянина, за который в XII веке Русская Правда карала как за тяжкое преступление, в ХУ веке закон считал простым гражданским правонарушением.

Класс черных людей связывался с классом слуг вольных одним переходным состоянпем. То был класс, носивший название слуг „под дворскпм", пли слуг дворцовых. Кроме слуг вольных, которые несли ратную службу князю, яри дворе последнего находились еще слуги, несшие различные хозяйственные службы по дворцовому ведомству. То были: дьяки, подьячие, псари, конюхи, садовники, бортники (дворцовые пчеловоды) и другие ремесленные и чернорабочие люди. Юридически они распадались на два слоя: одни из них были крепостные холопы князя, другие— лично-свободные люди. Эти последние за свои услуги князю получали от него участки земли в пользование. В отличие •от холопов, которые несли те же хозяйственные службы, эти свободные дворцовые слуги и назывались „слугами, что под дворским". Такое название произошло оттого, что главным пх управителем был княжеский дворецкий или „дворский". Эти слуги пользовались полученными от князя участками земли, пока состояли на службе. Но они, как и вольные люди, могли покинуть ее и перейти на службу к другому князю; только вместе с тем они лишались и своих земельных участков. Их отношение к князю всего точнее определяется в одном месте духовной грамоты удельного Серпуховского князя Владимира Андреевича 1410 года; говоря о дворцовых слугах—псарях, конюхах, <;адоввиках, бобровниках, пользовавшихся участками княжескон земли, завещатель замечает: „а кто из них не захочет жить на тех землях, ин земли лишен, поди прочь,, а сами сыну моему князю Ивану не надобны, на которых грамоты полной не будет, а земли их сыну моему князю Ивану". Смысл этого места таков: дворцовые слуги, лпчно свободные, а не холопы полные, если не захотят служить детям завещателя, могут уйти от него, но земли их от них отнимаются и переходят к наследникам завещателя. Итак, дворцовые слуги получали от князя земельные участки не в собственность, а только во временное пользование. Повидимому, они даже лишены были права приобретать какую-либо землю в собственность; так можно заключить из другого места той же духовной грамоты. В числе дворцовых слуг находились и княжеские ключники, которыми были как свободные лица, так и холопы. О ключниках свободных завещатель замечает: „а что мои ключники некупленные (т. е. свободные), а покупали деревни за моим ключом—сами ключники детем моим не надобны, а деревни их детем моим, в чьем будут уделе". Итак, даже свободные ключники, которые, занимая эту должностьу покупали себе деревни в уделе, покидая службу князю, лишались и этих купленных деревень. Купля—акт, которым приобреталась вещь в собственность; значит, свободные ключники могли куплей приобретать деревни только в условную собственность, обусловленной службой местному князю, чем они отличались от бояр и слуг вольных. Все это сообщало дворцовым слугам характер переходного класса, стоявшего между вольными слугами и черными людьми и совмещавшего в себе некоторые особенности тех и других. Подобно слугам вольным, они несли личную службу князю, но эта служба была не боевая, а хозяйственная, приносившая князю прямую имущественную пользу, какую приносили ему и черные люди, и князь извлекал эту пользу из дворцовых слуг такъ же, как и из черных людей, в виде работы на дворец пли в виде платежа в дворцовую казну с той земли, которой они пользовались, только и платежи, и работы падали на дворцовых слуг по личному назначению князя, как падала ратная служба на вольных слуг, а но по мпрской разверстке, как падало тягло на черных людей. Наконец, подобно последним, дворцовые слуги могли лишь пользоваться княжеской землей, но не могли приобретать нпчьей земли в княжестве на нраве собственности, как приобретали ее бояре и вольные слуги. Значит, одной стороной своего положения дворцовые слуги соприкасались со слугами вольными, а другой—с черными людьми.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи