Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

Репьи стр.2

Репьи

Вид н ЦМІтраЛЬЯОЙ чисти парки. 1992 г.

С видовых площадок на кромке склона можно увидеть, как расчетливо неизвестный паркостроитель перемежал рощицы с куртинами и группами зелени естественного вида и характера, но подобранными так, что создавалась красочная картина из деревьев, кустов, цветущих трав самого разнообразного оттенка, фактуры, рисунка и размера. С помощью этих нюансных отношений подчеркивалась красота пейзажа. Круглые липы, прозрачные ясени, раскидистые вязы и клены окружены декоративными кустарниками, которых здесь как нигде много: жимолость, бересклет, смородина золотистая, акация желтая, дерен сибирский, рябина, лещина, боярышник сибирский, шиповник, жасмин, гордовина, жостер, клен татарский, сирень венгерская. Расположенные между разнотравьем лугов и высокими кронами деревьев цветущие кустарники придавали парку живописность и мягкость.

Особенно хорош парк в июле, который не зря называется «липец» за тонкий аромат в период цветения липы. Куполообразные кроны лип буквально усеяны золотисто-желтыми цветочками, да и бересклет в это время приобретает багрянец, «смеется коралловыми пятнами», по поэтическому определению С.М.Волконского.

Каменные устои моста н овраге. 1092 г.

РепьиРепьи

Мнсоипя Св.Александра Невского. 1992 г.

Резким контрастом этому светлому, пронизанному солнцем, открытому Цирку было глубокое ущелье оврага на северной границе. Здесь темно, прохладно и тянет заглянуть в глубину оврага, спуститься на его дно, по которому когда-то, очевидно, протекал ручей. Это был особый, напевающий меланхолическое настроение романтический уголок, столь необходимый В русской усадьбе.

Такому мягкому, лиричному ландшафтному парку мог соответствовать только классический господский дом с обязательным портиком, балконами, террасами, в окружении зелени и круглым партером перед ним. Скорее всего, он таким и был. Позволяет это предполагать каменная часовня во имя Св. Александра Невского, поставленная Квашниными-Самариными напротив усадьбы, через дорогу, решенная в формах позднего классицизма. Она посвящена памяти Александра Петровича, умершего в 1859 г. Через год умерла и Софья Дмитриевна, которую похоронили в Череменецком монастыре.

Но ее завещанию сыновья унаследовали отцовские имения в Псковской губернии, а лужское поместье осталось за четырьмя дочерьми. Лишь в 1875 г. по их взаимному согласию единственной его владелицей стала одна из них, Надежда Александровна Большакова, жена инженер-полковника Морской строительной части.

Только ко времени ее владения и можно отнести железный мост в мощных каменных устоях, перекинутый через овраг, и новый усадебный дом, облик которого донесла до нас фотография 1927 г. Он оказался диковинным, прихотливо-нарядным и сказочным, что было так присуще «русскому стилю» 1870-х гг., приверженцем и пропагандистом которого был маститый критик В.В.Стасов, а сторонниками — многие архитекторы демократических взглядов. Но глубоких исследований древнерусского зодчества в то время еще не было, и потому многие постройки грешили нагромождением национальных декоративных элементов, почерпнутых из самых разнообразных источников. Позже, когда Л.В.Далем и другими исследователями были изучены многие исторические памятники и появились многочисленные их издания, архитекторы стали отходить от использования в одном здании разнохарактерных элементов и ориентироваться на определенный прототип.

В 1870-е гг. жажда нового еще не сочеталась с истинным

Репьи

Вид на успдеиный дом с о.н'рной стороны. 1927 г.

пониманием композиционных законов национальной архитектуры. Это присуще и усадебному дому в Репьях, который можно отнести к переходному периоду, а также предположить, что его автором был Большаков. Опытный инженер-строитель, конечно, мог построить не только мост через овраг, но и усадебный дом. Однако, не будучи профессиональным архитектором, он не смог органически связать декор с функциональным назначением и композицией здания. Это сказалось в нерешительности отхода от классической системы, откровенной декоративности, упоении многообразием форм и мотивов — что Л.Н.Бенуа называл «окрошкой».

Пластичности автор достиг чередованием выступающих и западающих частей, разнообразием и разновысотностьюзавершений, но динамизма объемов, свойственного асимметричным «хоромным» строениям, нет, поскольку соблюдены, несмотря на двойственность центров, абсолютная симметрия, зеркальное отображение частей, фронтальность композиции, ориентация на главный фасад, мерность ритма. О «хоромности» напоминают лишь многоступенчатые башни, объемы которых подчеркнуты заглубленной центральной частью и низкими боковыми пристройками. На них и сосредоточен декор, весьма разнообразный, но несколько тяжеловесный из-за выполнения его в штукатурке. Здесь и спаренные клинчатые окна, и косые многослойные наличники, и пузатые колонки, и полотенца, и орнаменты, и многоступенчатые завершения со скульптурными коньками на острие.

Строительством нового усадебного дома в «русском стиле» закончилось 150-летнее владение имением Репьи Салтыковыми и их потомками Квашниными-Самариными и Большаковыми. В 1881 г. но купчей оно перешло от Надежды Александровны Большаковой к гражданскому инженеру Николаю Сергеевичу Кудрявцеву. При нем был сделан подробный план усадьбы, который не удалось выявить, но сохранилась опись построек. В ней числятся каменный жилой дом, глинобитная казарма, деревянная дача, рига и гумно, баня и прачечная, ледник, амбар, птичник, скотный двор, каретный сарай, навес, конюшни и каменная водокачка. В дополнение к ним в пустующем каменном здании новый владелец устроил мукомольную мельницу с паровым котлом, закрытую в 1889 г. из-за неисправности котла.

После смерти Н.С.Кудрявцева его вдова Александра Валентиновна, урожденная Сазикова, вынуждена была из-за недоимок отдать имение на торги. Его купила жена генерал-майора Евдокия Павловна Маслова, но уже в 1900 г. его владельцем стал Карл Яковлевич Паль, купивший соседние имения Большой и Средний Наволок и объединивший их подъездной аллеей.

Югостицы (Световид) || Оглавление || Средний (Малый) Наволок


⇐ Предыдущая страница|

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи