Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В ДВОРЯНСКИХ УСАДЬБАХ ТВЕРСКОГО КРАЯ

МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В ДВОРЯНСКИХ УСАДЬБАХ ТВЕРСКОГО КРАЯ

А.В.Горбунова

Различные явления человеческой жизни в культуре любого сообщества получают кодированное выражение с помощью символических, образных систем. Одной из областей культуры является имеющая многовековую традицию мемориализация, выражающаяся через акты сознательного увековечивания памяти о человеке или историческом событии. Набор используемых для этой цели знаков-символов включает такие устоявшиеся типы, как обелиск, триумфальная арка, надгробный храм и др., которые в различные эпохи актуализируются в том или ином сочетании. Тверская область может служить ярким примером для изучения истории развития в российской культуре явления мемориализации. Настоящая работа обращена к одному из исторических этапов- XVIII-нач. XX вв. Поскольку исследования закономерностей функционирования мемориальных символических систем только начаты, в рамках заявленной темы рассмотрены материалы 39 тверских усадеб. Они достаточно показательны, так как связаны с именами многих выдающихся представителей исследуемой эпохи, оставивших заметный след в отечественной истории и культуре. Эти усадебные комплексы принадлежали строителю Вышневолоцкой водной системы М.И.Сердюкову, князьям Куракиным, Ухтомским, Гагариным, Путятиным, графам Толстым, дворянам Глебовым-Стрешневым, Голенищевым-Кутузовым, Полторацким, Бакуниным, Вульфам и другим.

При анализе выявленных мемориальных сооружений и их классификации использованы исследования по проблемам памятниковедения, осуществляющиеся длительное время в Российском институте культурологии Российской Академии наук. Прежде всего работы Е.Н.Чернявской1 и А.В.Святославского2. Источниковой базой послужили документальные материалы Государственного Архива Тверской области (ГАТО), Тверской областной картинной галереи (Архив ТОКГ), архива Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области, архива Государственного научно-реставрационного проектного бюро "Тверьпроектреставрация" (ПСБ ТПР), Отдела письменных источников Государственного Исторического музея (ОПИ ГИМ), периодическая печать.

Рассматриваются следующие типы мемориальных сооружений:

1) скульптурно-архитектурные монументы (скульптурные группы, статуи, памятники-бюсты, обелиски, колонны, триумфальные арки, архитектурно-скульптурные композиции);

2) мемориальные дома (сооружения, меморирующие исторические события, членов императорской фамилии, друзей, членов семьи);

3) памятные культовые сооружения (церкви, отдельные приделы, часовни);

4) мемориально поименованные зеленые насаждения и природные объекты.

В классификацию не включены отдельные могилы и надгробия. Их изучение-тема самостоятельного исследования.



1. Скульптурно-архитектурные монументы



В рассмотренных усадьбах выявлены следующие виды мемориальных сооружений: обелиск, парковый павильон, скульптурный памятник.

1. Обелиск в усадьбе М.И.Сердюкова, строителя Вышневолоцкой водной системы- первый из известных в Тверском крае монументов и один из наиболее ранних сооружений этого типа в стране.

Усадебный комплекс, в основном, сохранился до настоящего времени. Начало его формирования, очевидно, положило строительство главного двухэтажного дома, который в литературе иногда называют "домом Петра I"3. Полностью усадебный ансамбль сложился во 2-й четверти XVIII в. Он включает жилой двухэтажный дом, флигель, хозяйственную постройку, тюрьму. Важное место в усадьбе занимает тема мемориализации. Перед главным усадебным домом, с восточной стороны, был установлен сохранившийся до настоящего времени обелиск. Предполагается, что монумент воздвигнут в 1720 г. в память о посещении усадьбы Петром I4. Одним из оснований датировки памятника может служить время сооружения усадьбы - не позднее 1-й половины XVIII в.

С позиций изучаемого явления представляется важным обозначить личность создателя усадьбы. Его неординарные личностные качества, необычная судьба, особое отношение к Петру I могли послужить достаточным основанием сооружения памятника в честь императора. Михаил Иванович Сердюков (1677-1754)-калмык по происхождению, приобрел свободу и значительное состояние благодаря личному участию в его судьбе Петра I (по просьбе Петра I М.И.Сердюков был отпущен на свободу и смог заниматься порученными ему императором казенными комиссиями по снабжению войск). Талантливый гидротехник-самоучка он за свой счет взялся произвести реконструкцию и исправления построенных голландскими мастерами вышневолоцких каналов, которые он впоследствии, согласно указу Петра I, получил на содержание с различными льготами. Сохранились многочисленные свидетельства о том, что Петр I, интересуясь ходом строительства каналов и их содержанием в исправности, в своих частых поездках в Москву неоднократно останавливался у М.И.Сердюкова5. Очевидно, что события такого значения считались достойными меморирования.

Владелец усадьбы ценил расположение императора и стремился разными способами выразить свою благодарность. В день рождения и тезоименитства Петра I он лично раздавал милостыню, прося нищих молиться о здравии государя6. При жизни императора за счет М.И.Сердюкова ежедневно служились молебны о здравии, а по смерти - ежедневные обедни о спасении души Петра I7, память которого он также почтил вкладами по монастырям8. М.И.Сердюков, возможно, считал подобные проявления признательности недостаточными. Можно предположить, что, воздвигнув в честь императора монумент, хозяин усадьбы хотел тем самым подчеркнуть особое расположение, которое оказывал ему Петр I, что было особенно важно в обстановке враждебного отношения окрестного населения к строительству каналов и особенно напряженных отношений с вышневолоцким ямом.

2. Обелиск в усадьбе князей Куракиных Степановское-Волосово Зубцовского уезда. Увенчанный сферой белокаменный обелиск установлен в I-й трети ХIХ в. и сохранился до наших дней. Примечательно, что такого рода мемориальное сооружение было установлено в усадебном комплексе, имитирующем образ городского поселения.

Относительно посвящения этого памятника существуют две версии. А.Н.Греч полагает, что обелиск был воздвигнут князем Александром Борисовичем Куракиным в память умершего брата Степана Борисовича - первого строителя усадебного ансамбля9. Согласно другой версии, этот памятник посвящен Александру I10. В пользу второй версии свидетельствует название проспекта усадебного комплекса, на котором был установлен монумент.

Усадебный ансамбль дворцового типа князей Куракиных, где применялись приемы городской планировки, был достаточно неординарным. Дома для гостей, слуг, домашнего врача, управляющего имением, образуя кварталы, располагались вдоль Александровского проспекта - оси планировки усадьбы. Приданию этому комплексу сооружений облика настоящего города способствовало развешивание на домах вывесок портных, парикмахерских, булочных, магазинов. Мостовые "городка" утрамбовывались. При въезде в усадьбу, как в настоящем городе, стояли полосатые будки, где дежурили будочники11. На центральной площади ансамбля находился воздвигнутый, вероятно, в честь Александра I обелиск.

Среди первых строителей усадебного комплекса были приближенные к императору Павлу I братья Куракины-Степан Борисович и Александр Борисович. С.Б.Куракин (1754-1805) - действительный тайный советник, сенатор, в 1790-е гг. первым начал возводить знаменитый впоследствии усадебный комплекс, в сооружении и планировке которого, возможно, принимал участие Дж. Кваренги. После смерти С.Б.Куракина Степановское оказалось в числе владений известного своим огромным богатством и высокомерием А.Б.Куракина (1752-1818)-совоспитанника и близкого друга Павла I, вице-канцлера, действительного тайного советника, члена Государственного Совета и обладателя множества других высоких должностей и званий. Строительство усадьбы продолжилось при Борисе Алексеевиче Куракине (1783-1850)-сыне генерал-прокурора Алексея Борисовича Куракина и племяннике С.Б. и А.Б. Куракиных. Рано удалившись от дел в звании сенатора и в чине тайного советника, он "не щадил ни фантазии, ни денег"12 на обустройство своей усадьбы. Именно он явился инициатором появления в ней комплекса построек, созданных по типу городского поселения и сооружения памятника Александру I.

Владельцы Степановского следовали культурным образцам времени. С самого начала строительства усадебного комплекса в его главном доме начали собираться значительная библиотека и обширная художественная коллекция произведений русских и западноевропейских мастеров, составляющая в настоящее время гордость собрания Тверской областной картинной галереи. Образцами для подобных коллекций служили богатые библиотеки и крупные собрания предметов искусства в императорских загородных резиденциях, в усадьбах вельмож.

В усадьбе применяется заимствованная в городе модель мемориализации. В 1777 г. по проекту Ю.М.Фельтена во вновь отстроенной П. Никитиным и М. Казаковым Твери на площади Присутственных мест (ныне площадь Ленина) был возвигнут обелиск из дикого камня с позолоченным шаром наверху - памятник Екатерине II - первый в губернии городской памятник (не сохранился). Сооруженный на средства тверских дворян, этот монумент, очевидно, послужил одним из прообразов для объектов подобного типа в дворянских усадьбах.

3. Парковый павильон в усадьбе Глебовых (с 1803 г. Глебовы-Стрешневы) Знаменское-Раек Новоторжского уезда. Построен в 1790-е годы. Этот памятник представлял собой открытую ротонду, в центре которой находилась статуя богини Цереры (не сохранился)13. На основании сравнения этого паркового павильона с подобными сооружениями в других русских усадьбах можно допустить, что храм Цереры в Райке был построен в честь Екатерины II.

В конце XVIII-начале XIX вв. среди парковых сооружений в дворянских усадьбах получили большое распространение парковые павильоны, "храмы-памятники", где скульптура, установленная в честь меморируемого лица, получала архитектурное оформление, соответствовавшее вкусам эпохи. Архитектурными образцами служили культовые сооружения Древней Греции и Рима, а статуи античных богинь, чаще всего Фемиды, Минервы, Цереры, являлись прообразами для скульптурных изображений. Основой для подражания служили и отечественные образцы-Храм дружбы в Павловске (1782, арх. Ч. Камерон). Внутри этого сооружения была поставлена статуя Екатерины II в образе Минервы1 . В парковом павильоне на даче А.А. Безбородко под Петербургом (1780-е, арх. Дж. Кваренги, ск. Ж.-Д.Рашетт) внутри двенадцатиколонной открытой ротонды была установлена статуя Екатерины II в облике Цереры (не сохр.). В храме-памятнике в честь Екатерины II в усадьбе Юсуповых Архангельское недалеко от Москвы (1819, арх. Е.Д. Тюрин, ск. М.И.Козловский), установлена бронзовая скульптурная фигура императрицы в образе богини Фемиды.

Усадьба Раек занимает особое место в истории русской культуры, прежде всего, в истории русского зодчества. Выдающийся усадебный ансамбль, построенный по проекту Н.А.Львова, стал одной из вершин русской усадебной архитектуры 2-й половины XVIII в., одним из образцов для подражания в усадебном строительстве последующего времени. Создателем этого репрезентативного усадебного ансамбля дворцового типа, построенного за относительно небольшой срок "с филантропической целью образовать крестьян и доказать на что они способны во всех отраслях искусств"14 был Федор Иванович Глебов (1734-1799)-участник Семилетней (1756-1762) и Русско-турецкой (1768-1774) войн, генерал-аншеф, крупный земельный магнат, сын погребенного на Тверской земле в Старицком Успенском монастыре генерал-аншефа и сенатора И.Ф.Глебова.

Известно, что Екатерина II гостила у Глебовых, а такие факты в дворянских усадьбах обычно отмечались возведением памятников. Пребывание императрицы в Райке, очевидно, также было мемориализовано.

4.Скульптурный памятник Александру II в усадьбе Рахлина-Ру-мянцева Рютино (ныне Бологовский район Тверской области).

В начале XIX в. усадьба принадлежала известному собирателю фольклора И.П. Сахарову. В конце XIX -начале XX вв. Рютино перешло в собственность Рахлина-Румянцева, включившего в состав усадебного комплекса, куда в то время уже входил главный усадебный дом и одноэтажный флигель, большое здание храма-музея2 и монумент в честь Александра II15. Памятник представлял собой, предположительно, бюст, отлитый из чугуна. Владелец усадьбы установил его на площади рядом с церковью, вероятно, в 1913 г. (не сохранился)16 .

В последней трети XIX-начале XX вв. Александр II был одним из наиболее популярных в России меморируемых лиц. В честь царя-реформатора, царя-мученика воздвигали самые разнообразные памятники по всей территории страны. Образцами для подобных мемориальных сооружений служили монументы в крупных городах страны, прежде всего, памятник Александру II в московском Кремле (1898, ск. А.Опекушин, худ. П.Жуковский, арх. Н.Султанов),17 памятники в усадебных комплексах, например в усадьбе князей Долгоруковых Волынщина Рузского уезда Московской губернии (1902, автор неизвестен)18.

Основой для подражания просвещенному владельцу усадьбы Рютино могли послужить и местные образцы, такие как сооруженный в 1912 г. по инициативе крестьян Берновской волости памятник Александру II в с. Берново Старицкого уезда Тверской губернии (памятник представлял собой отлитый из бронзы бюст установленный на бронзовом постаменте)19. В 1911-1914 гг. жители губернии участвовали в сборе средств на монумент в честь Александра II в Твери20.



2. Мемориальные дома



"Дом Петра I" в усадьбе М.И.Сердюкова, недалеко от Вышнего Волочка. Об особом стремлении подчеркнуть причастность императора к судьбе владельца усадьбы говорит уже само закрепившееся за главным усадебным сооружением наименование-"Дом Петра I" (сохранился).

Согласно дошедшим до нас свидетельствам на верхнем этаже двухэтажного жилого дома рядом с залом, отделанным дубом, находилась комната, которая предназначалась для Петра I21. По другим сведениям, имевшим характер легенды, владелец усадьбы построил рассматриваемый дом специально для императора22. Несмотря на некоторую противоречивость исторических свидетельств, мемориальное значение всего дома, а не только комнаты было хорошо осознано уже в середине ХIX в.23 Возможно тогда или позднее - во 2-й половине XIX-начале ХХ вв., на доме была выполнена мемориальная надпись: "В этом доме жил Петр Великий около 1720 г."24, которая не сохранилась до настоящего времени. В начале 1920-х гг. она была закрашена25.

Многие усадьбы Тверского края связаны с именами выдающихся деятелей русской культуры. Здесь проживали или гостили Н.А.Львов, А.С.Пушкин, И.И.Лажечников, А.Г.Венецианов, В.А.Серов, И.И.Левитан и многие другие. Однако, не удалось обнаружить свидетельств того, что дома, в которых они бывали, были каким-либо образом мемориализованы современниками.



3. Памятные культовые сооружения



Мемориальные сооружения данного типа представлены храмами-усыпальницами и памятной церковью.



1. Церковь-усыпальница в усадьбе выдающегося русского архитектора Николая Александровича Львова (1751-1803) Никольское-Черенчицы Новоторжского уезда. Расположена при въезде в усадьбу, к востоку от главного усадебного дома, где находится до настоящего времени. Церковь-усыпальница в честь Воскресения Христова-прославленное творение знаменитого зодчего построена на холме с искусственной насыпью. Благодаря своему местоположению она являлась одной из композиционных доминант усадебного комплекса.

Строительство здания, которое в литературе обычно называют "мавзолеем", было начато в 1789 г.26. В сентябре этого года Н.А. Львов сообщал в Тверскую консисторию, что он "положил основание церкви во имя святителя и чудотворца Николая"27. В 1793 г. сооружение, первоначально задуманное как храм в честь святого покровителя владельца усадьбы, получает новое наименование-во имя Воскресения Христова28. Строительство нижнего яруса церкви было закончено в 1795 г., но освящен он был уже после смерти Н.А.Львова-21 августа 1806 г.29. Очевидно, в эти же годы была завершена и верхняя часть здания30. Объемно-пространственное построение храма, характер оформления его интерьеров строились на смысловом и художественном противопоставлении нижнего цокольного яруса и верхнего объема. Облицованный валунами мощный цокольный этаж предназначался для усыпальницы семьи Львовых. Именно здесь были похоронены Н.А.Львов и его жена М.А.Львова, урожденная Дьякова. Внутреннее пространство усыпальницы состоит из перекрытого купольным сводом круглого в плане зала и окружающих его галерей. Облик этих низких сводчатых помещений очень прост и скромен. Верхняя часть здания представляет собой изящную шестнад-цатиколонную ротонду, увенчанную широко известным изобретением архитектора - "двойным куполом". Интерьер верхнего зала подчеркнуто наряден и жизнерадостен. В его оформлении Н.А.Львов использовал искусственный мрамор, хрусталь, наборный паркет. Стены храма украшала живопись на евангельские сюжеты31.

Церковь-усыпальница, а также главный усадебный дом являлись наиболее значительными сооружениями ансамбля. Уделяя большое внимание рациональной организации хозяйства, стремясь извлечь из небольшой по размерам усадьбы максимально высокий уровень доходов, Н.А.Львов создал целый комплекс, построенных исходя из соображений практической целесообразности, хозяйственных сооружений. В его состав входили: мельница, зернохранилище, конный и скотный дворы, оранжерея, кузница, рига, несколько погребов. В усадьбе был разбит плодовый сад, а в парке помимо купального пруда был устроен также водоем, использовавшийся с хозяйственной целью.32

В Черенчицах находилась школа землебитного строения, где ученики Н.А.Львова постигали на практике разработанный ахитектором новый метод строительства. Многие из несохранившихся к настоящему времени зданий усадебного ансамбля были построены землебитным способом. Среди них комплекс построек на Петровой горе-своеобразная миниатюрная усадьба, сооруженная Н.А.Львовым для своего друга П.Л.Вельяминова33.

Усадьба Черенчицы имеет огромное значение для изучения творчества Н.А.Львова. Здесь ему удалось на практике осуществить свои творческие замыслы, применить полученные теоретические знания, претворить в жизнь свои многочисленные изобретения.

2. Церковь-усыпальница и музей в усадьбе Сахарово Тверского уезда Иосифа Владимировича Гурко (1828-1901) - военного и государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Выйдя в отставку, с декабря 1894 г. И.В.Гурко постоянно жил в Сахарове.

Усадьба расположена в 9-ти километрах к северу-востоку от Твери. Усадебный комплекс включает два сохранившихся двухэтажных деревянных флигеля, водонапорную башню, одноэтажный парковый павильон, где располагалась церковь, парк. Главный усадебный дом не сохранился34 .

Церковь-усыпальница в честь преподобного Иосифа Волоцкого была устроена в парковом павильоне. Строительство павильона начато в 1895 г.35. После смерти в 1901 г. Иосифа Владимировича Гурко наследники в память о нем и в честь его святого покровителя в только что отстроенном павильоне устроили памятную церковь. О ее внутреннем убранстве известно только то, что иконостас церкви, проект которого разрабатывал Л.Н.Бенуа, был одноярусным36. Иконы для храма писал художник В.И.Димитрашко37. Церковь заняла только часть павильона38. Памятный музей И.В.Гурко располагался в двух других комнатах этого здания. В числе помещенных здесь предметов находились "...13 надгробных венков, из них часть металлические и часть серебряные, не считая травяных..."39. Усыпальница семьи Гурко была устроена в нижнем ярусе церкви. В ней и был погребен Иосиф Владимирович. В данном случае мемориальное содержание храма активизировано тремя способами: 1) церковь использовалась в качестве фамильной усыпальницы; 2) в ней была создана мемориальная музейная экспозиция; 3) мемориальное значение храма выражалось также через его название. Здесь старые модели мемориализации используются в новых формах- церковь-усыпальница устроена в парковом павильоне- светском сооружении развлекательного характера.

3. Домовая Борисоглебская церковь в усадьбе князей Куракиных Степановское-Волосово Зубцовского уезда. Усадебный комплекс представлен выше. Церковь в 1864 г. князь Алексей Борисович Куракин устроил в верхнем этаже одного из боковых флигелей главного усадебного дома в память скоропостижно скончавшегося любимого сына Бориса и его небесных покровителей-св. мучеников Бориса и Глеба. Внутреннее убранство церкви в начале XX в. включало: 4 подсвечника, 1 дарохранительницу, 9 лампад, 5 столов, в том числе 1 стол для риз и 2 аналойных стола с иконами, 6 табуретов, 2 ковра, 1 люстру, 1 кумачевый занавес, 4 кумачевых оконных шторы, 14 икон40. Согласно некоторым данным часть икон для церкви была написана самим А.Б.Куракиным (1809-1872) - человеком высоко образованным и одаренным, талантливым художником-любителем, почетным членом Академии художеств. Он был также не лишен литературного таланта, писал музыку. Из живописных работ князя наибольшую известность получила исполненная в 1830-е гг. серия видов усадьбы Степановское.



4. Мемориально поименованные зеленые насаждения

и природные объекты.



Данный тип мемориальных сооружений из рассмотренных усадеб выявлен в усадебном комплексе Бакуниных Прямухино Новоторжского уезда. Владелец усадьбы Александр Михайлович Бакунин (1768-1859) - сын вице-президента камер-коллегии Михаила Васильевича Бакунина (1730-1803) был близок к кружку Н.А.Львова, Г.Р.Державина, В.В.Капниста. Его дети, из которых наиболее известен теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), также были тесно связаны с многими известными общественными деятелями, поэтами, писателями, художниками. Особая духовная атмосфера, которая сложилась в усадьбе, узы родства или дружбы с ее владельцами, их открытость и гостеприимство сделали Прямухино привлекательным для очень многих людей. Пребывание некоторых из них в усадьбе было мемориализовано.

В честь М.И.Кутузова была устроена "Кутузовская горка"- отмеченный гранитными камнями пригорок в парке, где по преданию любил отдыхать легендарный полководец -

"... холм, герою посвященный -

Вождю отечественных сил"41.

"Три ели" декабристов Муравьевых с именами посадивших их братьев-Александра, Николая, Михаила"42.

Родственники Бакуниных - братья Муравьевы посадили эти ели и так называемый "Дуб декабристов"43 перед главным домом усадебного комплекса.

"Семейная" липовая аллея. Она образовалась к 1830-м гг. в парке усадьбы, где каждое из одиннадцати деревьев имело свое имя и было посажено в честь рождения кого-либо из детей.44

Одним из прообразов для объектов такого типа, очевидно, служила "семейная роща" в Павловске, где каждое посаженное по какому-либо особому случаю дерево напоминало об одном из членов царской семьи. Подобные "семейные" рощи или аллеи в парках были достаточно распространенным явлением в русских усадьбах.



В тверских дворянских усадьбах в XVIII-начале ХХ вв. сущест-вовала быстро сформировавшаяся традиция создания сложных и дорогостоящих мемориальных сооружений в форме храмов-усыпальниц, памятных церквей, обелисков, парковых павильонов, скульптурных памятников.

Эти памятные сооружения устанавливались в достаточно крупных усадебных комплексах, хозяева которых относились к состоятельному сословию, были связаны с государственной службой, нередко с царствующими особами. Владельцами указанных усадеб были, как правило, неординарные, хорошо образованные личности, среди которых было немало коллекционеров, ценителей и знатоков искусства.

Результаты исследований по имеющимся в нашем распоряжении материалам свидетельствуют, что в XVIII-начале ХХ вв. в дворянских усадьбах Тверского края использовались различные типы мемориальных сооружений. Причем, очевидно, наиболее широко были распространены скульптурно-архитектурные монументы и памятные культовые сооружения. Однако до настоящего времени они практически не изучались. Пока не обнаружены материалы, позволяющие более подробно изучить художественные особенности этих объектов, историю их создания, функционирование в культуре исследуемой эпохи.

Мемориализация зданий, как мест пребывания в них исторических личностей, вероятно, не имела широкого распространения. Хотя имеются свидетельства о том, что в ряде усадеб бывали не только выдающиеся деятели культуры, но и царствующие особы. Очевидно, мемориальное значение этих усадеб и домов было осознано значительно позднее.

В тверских дворянских усадьбах устраивались мемориальные сооружения, в создании которых использовались природные рельеф и флора местности - определенным образом обозначенные. Устройство таких объектов не требовало средств и, очевидно, было достаточно широко распространено.

Анализ культурных процессов в России в XVIII-начале ХХ вв. показывает, что мемориальная сфера в этот период была сложным и многообразным явлением. Сохранялись языческие и православные традиции мемориализации. Языческие традиции проявлялись в использовании таких устоявшихся форм мемориальных сооружений, как насыпной курган, стела. А православные - через возведение памятных церквей, часовен, надгробий. В то же время при поддержке государственной власти постепенно укоренялись новые, европейские традиции мемориализации, связанные с установкой скульптурных памятников и архитектурных монументов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Чернявская Е.Н. Мемориальные сооружения подмосковных усадеб: историко-типологический анализ. Докл. на седьмой науч. конф. ОИРУ "Столица и усадьбы", М., 26-27 февр. 1998 г. - Рукопись.

2 Святославский А.В. Памятник в исторической коммуникации (на материале мемориальных сооружений и памятных установлений Москвы второй половины XIX-начала XX века): Автореф. дис... канд. ист. наук. - М.,1997.

3 Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. -М., 1966.-С.120; Балдина О.Д. От Валдая до Старицы. - М.,1968. - С.30; Стрелков Ф.М. Историко- статистический очерк к 150-ти-летнему юбилею города Вышнего Волочка и его уезда. - Вышний Волочек, 1922. - С. 23.

4 Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. - Калинин, 1986. - С. 6.

5 Виргинский В.С., Либерман М.Я. Михаил Иванович Сердюков (1677-1754). - М., 1979. - С.42; Штелин Я.Я.Подлинные анекдоты Петра Великаго, слышанные из уст знатных особ в Москве и Санкт-Петербурге / Пер. К. Рембовского. - М., 1787. - С. 425, 432, 580, 581.

6 И.Г. Воспоминание о Сердюкове в Вышнем Волочке // Москвитянин. -1852. - N 16 (август).- Кн. 2. - С. 146-147.

7 Там же.

8 Воспоминание о Сердюкове // Журн. М-ва нар. просвещения. - 1846. - Ч. LII. - С. 229.

9 Греч А.Н. Венок усадьбам // Памятники Отечества. - [ М.: Рус. книга, 1994]. - Вып. 32. - С. 69.

10 Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. - Калинин, 1986. - С. 10; Гуренок М.К. Послесловие // Мир русской усадьбы: Очерки. -М., 1995. - С. 213.

11 Галашевич А. Фантазия архитектора Кваренги // Калинин. правда.- 1970. - 22 нояб.

12 Восемнадцатый век: Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива почетным членом археологического института князем Ф.А. Куракиным /Под. ред. В.Н.Смольянинова. Княже-Куракинские церкви и поместья. - М., 1905. - Т. 2. - С. 309.

13 Раек: Усадьба Стрешневых (2-я пол. XVIII в.): Паспорт 1541. - 1969, 1991 гг. /Архив Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области; Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. - М., 1961. - С. 84.

14 Лепель В.А. Елисавета Петровна Глебова-Стрешнева: По воспоминаниям внучки ея Натальи Петровны Бреверн // Рус. архив. - 1895. - Т. 1. - С. 93.

15 Ласточкин Н. История села Рютина // Рус. провинция. - 1995. - 2(14). - С. 63, 64.

16 Там же.

17 ОПИ ГИМ, ф. 281, оп. 3, д. 70, л. 96 об.- 98 об.

18 Там же, д. 71, л. 82 об., 84.

19 Соколов Е. Знаменательное гражданское торжество в селе Бернове, Старицкого уезда // Твер. епарх. ведомости. - 1912. - N 36. - С. 603-606.

20 ГАТО, ф. 56, оп. 1, д. 20467; д. 25566; д. 25617; д. 27714; д.18769; д. 20103; д. 27747; ф. 801, оп. 1, д. 2595; ф. 59. оп. 1, д.5100.

21 И.Г. Воспоминание о Сердюкове в Вышнем Волочке // Москвитянин. - 1852. - N 16 (авг.). - Кн. 2. - С. 138.

22 Балдина О.Д. От Валдая до Старицы. - М., 1968. - С. 30.

23 И.Г. Воспоминание о Сердюкове в Вышнем Волочке // Москвитянин. - 1852.- N 16 (авг.). - Кн. 2. - С. 138.

24 Стрелков Ф.М. Историко-статистический очерк к 150-ти-летнему юбилею города Вышнего Волочка и его уезда. - В.- Волочек, 1922. - С.23

25 Там же.

26 Никольское: Усадебный комплекс. (80-е гг. XVIII в.): Паспорт 1540. 1979 г. /Архив Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же.

31 Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. - М., 1961. - С. 61, 64.

32 Никольское: Усадебный комплекс. (80-е гг. XVIII в.): Паспорт 1540. 1979 г. /Архив Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области.

33 Там же.

34 Сахарово: Усадьба. (2-я пол. XIX- нач XX вв.): Паспорт 2538. 1976, 1990 гг. /Архив Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области.

35 Церковь-усыпальница семьи Гурко в усадьбе Сахарово. Проект реставрации, Т. II. /Архив Государственного научно-реставрационного проектного бюро "Тверьпроектреставрация". - Тверь, 1991. - С. 39, 44, 45, 46.

36 Там же, С. 31.

37 Там же.

38 Там же.

39 ГАТО, ф.Р.-836, оп. 1, д. 162, л. 16 об.

40 Архив ТОКГ, д. 11, л. 30 об, 31.

41 Бакунин А.М. Осуга // Наше наследие. - 1994. - N 29-30.- С. 59; Прямухино: Усадебный комплекс. (конец XVIII-XIX вв.): Паспорт 1292. 1982, 1990 гг. /Архив Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области.

42 Пирумова Н.М. Семья Бакуниных в премухинской усадьбе // Мир русской усадьбы: Очерки. - М., 1995. - С. 12.

43 Олейников Д. Александр Бакунин и его поэма "Осуга" // Наше наследие. - 1994. - N 29-30. - С. 53.

44 Там же.

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Все статьи